Как распознать дефекты речи у ребенка?

Дефекты речи в дошкольном возрасте

Чтобы помочь устранить проблему, нужно, прежде всего, знать, с чем конкретно предстоит бороться. В данном случае – что принято называть дефектами речи.

Дефекты речи (речевые нарушения) – это нарушения артикуляции (то есть речи) различного рода, неспособность человека привычно правильно проговаривать некоторые звуки. В более широком понимании, это неправильное произношение определенных звуков.

Простые люди, неспециалисты, если слышат, как говорит человек с речевыми нарушениями, обычно говорят: «он шепелявит» или «он картавит». Словосочетание «дефект речи» – это антоним понятиям «дикция», «правильная речь».

У дошколят, подростков и взрослых людей очень распространены такие дефекты речи: заикание и неспособность произносить некоторые согласные звуки (например, шипящие «ч», «ш», «щ», «ж», свистящие «с», «з», «ц», сонорные «р», «л»).

Дефекты речи не являются смертельно опасными или представляющими серьезную угрозу здоровью. Однако, в критические периоды развития эти нарушения могут стать причиной появления у ребенка (подростка) неуверенности в себе, психологического дискомфорта личности, стрессовых ситуаций.

О формировании речи – родителям на заметку

Умение говорить – это чрезвычайно полезный навык в жизни любого человека. Дети рождаются без умения разговаривать. В течение первого года жизни, если малыша окружают заботливые спокойные взрослые, которые регулярно говорят с ним, то у ребенка формируется речь. Языковому общению дети учатся в раннем детстве благодаря подражанию звукам, услышанным из уст взрослых.
До 3-4-х лет неправильное произношение звуков воспринимается, как физиологическая норма речевого развития дошкольника.

Границей, когда малыш должен хорошо овладеть речью, обычно определяют возраст 5-6 лет. Причем о правильной речи нужно говорить, если ребенок не только выговаривает большинство звуков родного языка верно, но также:

  • — имеет достаточный запас слов;
  • — может использовать разные части речи в предложениях в нужной грамматической форме (падеж, склонение с нужным окончанием);
  • — способен рассказывать и пересказывать связно, то есть с логическим продолжением и завершением истории (описание события из своей жизни, сказку и тому подобное).

Как взрослые могут выявить у ребенка дефекты речи?

Родителям всегда кажется, что их ребенок самый-самый. До какого-то определенного момента они обычно не обращают внимания на неправильную детскую речь, думают: «У нас все хорошо. Перерастем».

Может, правильнее принять проблему с речью? Конечно, не мириться с ней, но и не прятать голову в песок, как страус. Действовать, причем срочно.

На самом деле, способов и методов обследования детей с целью выявить дефекты речи очень много. Для проверки правильности произношения можно просто побеседовать с ребенком. Если он идет на контакт, разговорчив, то предложите продекламировать стихотворение, которое он, например, рассказывал однажды на утреннике, или пересказать любимую сказку, мультфильм, который ему особенно запомнился.

При этом очень важно:
1) не помогать ребенку, не подсказывать слова;
2) внимательно вслушиваться в его речь;
3) отмечать устно или помечать в тетрадочку (блокнот) звуки, которые удаются малышу больше всего и которые выговариваются с трудом.

На приеме у логопеда-дефектолога вашему малышу могут предложить детальное обследование с использованием картинок, на которых есть изображения различных знакомых ребенку предметов. Особенность такого теста в том, что тот или иной обследуемый в данный момент звук (так сказать «прицельный»), располагается в разных словах в разной позиции – в начале слова, в серединке его или же в конце.

Все результаты обследований тщательно анализируются специалистом и предлагают пройти курс коррекции произношения.

Что нужно проверить у ребенка?

Для произношения одного только слова в работу вовлекается не один орган и не один десяток мышц сразу. Нарушения речи, как правило, бывают связаны со строением челюстей и зубов, с серьезными отклонениями в развитии и нормальной работе отдельных органов речи и слуха, с индивидуальными особенностями развития нервной системы.

Родители должны привести ребенка на обследование, если у него есть даже небольшие проблемы с речью в раннем возрасте. Врачи могут выявить:

1) укороченную или короткую уздечку языка;
2) ослабление подвижности (парез) мышц языка и губ;
3) неправильный прикус;
4) слабость органов слуха.

Каждая из этих особенностей по-своему влияет на отклонения в произношении ребенком звуков, на развитие тех или иных дефектов речи. Для исправления речи потребуется сначала устранить причины, которые мешают нормальному произношению, а потом систематически делать с ребенком специальные упражнения дома или регулярно заниматься с логопедом. Если ребенок детсадовского возраста, то желательно, чтобы малыш посещал в садике специализированную логопедическую группу.

Текст: Наталья Сахнова
Фото: свободные источники интернет
Специально для mamasrebenkom.ru

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *